Финальная редакция кодекса этики применения данных будет представлена экспертному сообществу уже этой осенью. Документ станет основой формирования принципов саморегулирования в сфере Big Data на российском рынке. Разработчиками кодекса выступают «Ассоциация больших данных», созданная крупнейшими интернет-компаниями (Mail.ru Group, Яндекс), а также Сбербанком, Ростелекомом и др.
Изначально в кодекс закладывается принцип, согласно которому возможность применения персональных данных в коммерческой деятельности подлежит обязательной проверке. Допускаются различные формы получения согласия на обработку данных, включая дистанционные. Использования персональной информации в таргетированном маркетинге считается добросовестной практикой при условии, что потенциальному покупателю будет предоставлен в итоге оптимальный товарный выбор, исключающий навязчивую рекламу.
Не все участники рынка уверены, что принятие кодекса повлияет на практику использования открытых пользовательских данных. Так, по словам Алексея Захарова (основатель сервиса Superjob), кодекс не имеет силы закона и фактически никак не ограничивает возможности бизнеса по применению открытой информации в собственной деятельности. Если пользователь сам размещает данные о себе в открытых источниках, он должен быть готов к тому, что ими могут воспользоваться заинтересованные коммерческие структуры.
Есть и вторая точка зрения: появления кодекса этики – свидетельство формирования зрелого профессионального сообщества в сфере больших данных. Как считает Павел Патрикеев, возглавляющий юридический отдел компании Reg.Ru, нарушение правил кодекса не повлечет за собой штрафные санкции, так как в нем отсутствуют императивные нормы. При этом участники рынка заинтересованы в наличии подобного документа, поскольку он позволяет им самостоятельно устанавливать правила игры, не дожидаясь более рестриктивного государственного регулирования вопросов оборота персональных данных.
Напомним, что формальным поводом для создания кодекса этики стал конфликт, возникший между компанией Double Data и ВКонтакте. Стартап использовал в своей деятельности персональную информацию, опубликованную зарегистрированными в соцсети пользователями.